В МБОУ лицей № 20 обучаются 2 детей с ОВЗ и 13 детей – инвалидов, один из них имеет статус ОВЗ.
В общеобразовательных инклюзивных классах обучаются 7 детей, на дому обучается 6 человек, 2 ребенка обучаются на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, планируется дистанционное обучение ещё одного ребенка.
В МБОУ лицей № 20 ведется работа по созданию специальных условий для обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов.
Работа ведется по нескольким направлениям:
- нормативно - правовая базы для развития инклюзивного образования;
- кадровый потенциал; - методическое сопровождение;
- информационное сопровождение;
- формирование толерантных отношений.
В целях адаптации здания лицея для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов установлены поручни на лестничных переходах, съемные пандусы.
В лицее предусмотрены различные варианты включения ребенка в образовательный процесс и возможность выбора для каждого ученика возможного и полезного для его развития варианта включения:
- обучение ребенка с ОВЗ по адаптированной образовательной программе в общеобразовательном классе;
- обучение детей - инвалидов по общеобразовательной программе в классе с другими обучающимися и получение ими специальной коррекционно - педагогической помощи;
- обучение детей - инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
Дети с особыми образовательными потребностями вовлечены во внеурочную деятельность. Они имеют возможность с учетом состояния здоровья и особенностей развития посещать следующие курсы внеурочной деятельности:
- Шахматы;
- Ритмика и танец;
- Планета здоровья;
- Очумелые ручки.
Дети - инвалиды посещают следующие курсы внеурочной деятельности:
- Основы финансовой грамотности;
- Дорога безопасности;
- Основы алгоритмизации и программирования;
- Психологические тренинги.
Для развития кадрового потенциала педагоги лицея проходят курсы повышения квалификации по организации деятельности с детьми - инвалидами. На данный момент обучение на таких курсах прошли 10 педагогов лицея, на курсах профессиональной подготовки по направлению «Дефектология» обучен 1 педагог.
Повышение квалификации педагогов лицея осуществляет также с использованием современных форм: вебинары, тренинги, дистанционное обучение. Для обеспечения доступности качественного образования детей с ОВЗ в лицее создана психолого - педагогическая служба. Педагог- психолог, социальный педагог, учителя оказывают психолого- педагогическую помощь детям с ОВЗ, детям- инвалидам и их родителям, методическую помощь педагогическим работникам, в классах которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями.
С детьми в соответствии с планом проводятся коррекционно- развивающие занятия по развитию внимания, памяти, мышления. Использование специальных методов и приемов обучения позволяет детям более успешно осваивать предметы учебного плана.
Все дети –инвалиды и ребенок с ОВЗ получают индивидуальную помощь учителя- логопеда. С сентября 2019 года в штатное расписание лицея будет введена ставка учителя- дефектолога. Работа психолого-педагогической службы позволяет реализовывать комплекс мероприятий , направленных на создание условий для успешного развития , обучения и социализации детей с ОВЗ , проводить просветительскую , коррекционную работу с семьей. В лицее организована работа психолого- медико- педагогического консилиума. Одним из направлений его работы является разработка индивидуальных ( коррекционноразвивающих) маршрутов детей с ОВЗ Дети, получающие образование на дому , также вовлечены в воспитательную работу лицея. Одноклассники посещают их на дому, поздравляют с днем рождения, приглашают на общелицейские и классные мероприятия, праздники.