Каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Основные отличительные особенности ФГОС
Новые подходы к определению стратегических целей стандартов:
- Обеспечение развития системы образования, повышения качества образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Стратегические задачи разработки стандартов:
- Обеспечение социальной консолидации общества.
- Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства.
- Обеспечение безопасности личности, общества и государства.
- Реализация и обеспечение смены ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности.
- Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов.
Ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:
- гражданская идентичностькак ключевой компонент российской идентичности;
- идеалы ценностей гражданского общества,в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
- патриотизм,основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
- ценности личной, социальной и государственной безопасности;
- национальное согласиепо основным этапам становления и развития общества и государства.
Инновационные функции стандарта:
- Инструментобеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании.
- Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации.
- Инструмент реализации государственной политики в сфере образования.
- Обеспечение равных возможностей получения качественного образования.
- Обеспечениепреемственности всех основных образовательных программ.
- Содействиесохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
- Обеспечение единства образовательного пространства страны
- Формированиекритериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования включают в свою структуру требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям и результатам освоения основных образовательных программ, тем самым государство создает гарантии качества образования, единые на всей территории Российской Федерации.
В сфере общего образования федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования.
Законом «Об образовании в РФ» предусматривается инклюзивное образование, следствием этого выступает закрепление в федеральных государственных образовательных стандартах специальных требований в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такие требования предусматривают все федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.