Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин: фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период; в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности; школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья. Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.
Администрация МБОУ лицей №20 г. Пятигорска уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.
Сохранение и укрепление здоровья детей – важный аспект государственной политики России, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и государственного контроля в этой сфере. При этом, любой гражданин нашей страны вправе принимать участие в организации общественного контроля и оценивать работу администрации школы по обеспечению прав детей на здоровое и безопасное питание. С этой целью Роспотребнадзором были разработаны отдельные методические рекомендации о том, как правильно организовать такой родительский контроль за питанием детей (МР 2.4.0180-20).
В комиссию родительского контроля могут войти родители (законные представители) учащегося школы. Родители могут оценить:
соответствие реально изготавливаемых блюд - утвержденному меню;
санитарно-техническое состояние обеденного зала;
условия для соблюдения личной гигиены детьми;
состояние санитарной одежды у работников пищеблока;
органолептические свойства блюд комплексов горячего питания (вкус, цвет, запах), температуру подаваемых блюд;
объем остатков пищи и причины, по которым дети отказываются или недоедают пищу, предложенную в столовой;
удовлетворенность ассортиментом и качеством блюд по результатам выборочного опроса детей (с согласия их родителей или иных законных представителей);
проведение обязательной работы по информированию родителей и детей о здоровом питании.
По результатам выхода комиссией составляется акт, в котором оцениваются перечисленные выше критерии.